Онлайн тест для родителей "Готов ли ребенок к школе"

//primary.foxford.ru/?utm_source=vkmarket_tt&utm_medium=cpc&utm_campaign=aq_bukr_primary_test&utm_content=creo1&utm_term=parents

Методика «Рисунок семьи» (Л. Корман) 

Цель:исследование межличностных отношений ребенка с родителями.

Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Наиболее продуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Материалы: для исследования необходимы лист белой бумаги размером 15х20 см или 21х29 см, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Ход исследования

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Даже если он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» - не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцирую ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). При этом, по возможности, следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).

После опроса ребенку предлагается решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

1) анализ структуры «Рисунка семьи»; 2) интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования.

Анализ структуры рисунка семьи и сравнение составанарисованной и реальной семьи 

Ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, как правило, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей крайне редко. За такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей); в) аутизм; г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

На практике приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, таким образом ребенок «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. На вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, ответы бывают, как правило, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места», «Он пошел гулять» и т.д., а иногда и прямыми: «Не хотел – он дерется», «Не хочу, чтобы он с нами жил» и т.д.

Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях это говорит о несформированности у ребенка чувства общности. Отсутствие в рисунке «Я» более характерно детям, чувствующим отвержение, неприятие. Изображение в рисунке только «Я» может быть истолковано по-разному, в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если презентации только «Я» свойственна позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с отсутствием чувства общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предположить наличие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутистических тенденций.

Информативным является и увеличение состава семьи. Это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей – они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Если дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т.п.), - это отражение потребности в равноправных, кооперативных связях; если младше – желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.п.).

Расположение членов семьи 

Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются показателями психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью за исключением тех случаев, когда близкое расположение фигур – это попытка ребенка объединить, сплотить семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенность членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.

Психологически интересны те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдаленно. Если отдалено ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него, или малой значимости его для ребенка.

Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции.

На слабость позитивных межперсональных связей указывает также отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи.

Считается, что наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов.

Анализ особенностей нарисованных фигур

Особенности графического изображения отдельных членов семьи дают ценную информацию об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его полной идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложности одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.;

3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности изображения. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и «Я-образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур. Дети обычно самыми большими рисуют мать или отца, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи, так как величина изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место занимают отношения с этим персонажем или предметом на данный момент в душе ребенка. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя, что связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при котором ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента». Значительно меньшими, чем других членов семьи, рисуют себя дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, ненужность и т.п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Вообще при интерпретации величин фигур психолог должен обращать внимание только на значительные искажения фигур.

Иформативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через вест лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний.

Следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела, поскольку отдельные части тела связаны с определенными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Проанализируем самые информативные части тела.

Руки являются основным средством воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предположить, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены, или он стремится компенсировать свою слабость, желая быть сильным, властвовать над другими. Последнее будет более достоверным, если ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще нарисует и широкие плечи или другие атрибуты, символы «мужественности» и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нарисован с длинными руками, большими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ребенком агрессивности этого члена семьи. Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки. То же значение может иметь и изображение члена семьи вообще без рук – таким образом ребенок символическими средствами ограничивает его активность.

Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке, то в сфере семейных отношений, если на правой, то в мире за пределами семьи: в школе, саду, во дворе и др.), если меньше, то более слабым, чем окружающие.

Ноги выполняют функцию опоры в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

Голова – центр локализации «Я», интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо – самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети с 3-х лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части тела (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании пропускают голову, черты лица или штрихуют все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему. Предполагается, что самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, которого он наделил самой большой головой. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако следует помнить, что дети склонны рисовать улыбающихся людей. Поэтому выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию у девочек и на озабоченность физической красотой, стремление компенсировать свои физические недостатки, формирование стереотипов женского поведения – у мальчика.

Следует знать, что с возрастом рисунок человека обогащается все новыми деталями. Каждому возрасту характерны определенные детали, и их пропуск в рисунке связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасали. Персонажи с глазами «точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят другие люди.

Шея символизирует способность к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами в восприятии автора рисунка, у кого же шеи нет – не способен. Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании рисующего конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то у данного персонажа наблюдается гармония между разумом и чувствами.

Искажения ребенком изображения человека, идущие по правой стороне нарисованного персонажа, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми в сфере эмоциональных привязанностей. Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва.

Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

А) последовательность рисования членов семьи;

Б) последовательность рисования деталей;

В) стирание;

Г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

Д) паузы;

Е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования требует практического опыта психолога, его интуиции. Часто именно этот уровень анализа дает наиболее содержательную, глубокую, значимую информацию, так как за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжение, конфликты.

Изображение зубов и выделение рта – признак оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Ребенок первым изображает главного или наиболее значимого, эмоционально близкого человека. Как правило, это мать. То, что дети первыми рисуют себя, указывает на их эгоцентризм как возрастную характеристику. Исходя из этого, последовательность рисования более информативна в тех случаях, когда ребенок рисует первым не себя и не мать, а другого члена семьи. Когда ребенок рисует мать последней, это связано с негативным отношением к ней.

Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графического изображения фигур. Если первая нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то такое изображение указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако, если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похожим.

Обычно дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Некоторые же дети сначала рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Считается, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное для него задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть результатом плохого контакта ребенка с психологом. Есть другое мнение, что если на рисунке ребенка изображено много неодушевленных предметов и мало людей, то это говорит не об эмоционально бедных отношениях в семье, а о том, на что эти эмоции направлены. Изображения большого количества предметов, относящихся к одной и той же деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи. Например, обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персонажей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтными отношениями и являются внешним проявлением внутреннего противоречия. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанных с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшему графическому изображению – можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

Спонтанные комментарии ребенка часто проясняют смысл рисуемого содержания, выдают наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Не исключено, что они могут помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.



* См.: Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000. С.292-313.

** Другие исследователи рекомендуют использовать для рисования только простой карандаш (так лучше виден нажим) и ни в коем случае не разрешать пользоваться ластиком. «Если же ребенок сочтет, что его рисунок окончательно «испорчен», - отмечает В.К. Лосева, - то в крайнем случае предложите ему другой лист, а потом сравните отличие первого рисунка от второго» (Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М., 1995).

 Методика «Лесенка»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация 

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

 

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.


 

Тест «Самооценка образа жизни» 

 

Выберите наиболее подходящий вам вариант ответа на вопрос и обозначьте его любым способом.

1. Если утром вам надо встать пораньше, вы:

1) заводите будильник;

2) доверяете внутреннему голосу;

3) полагаетесь на случай.

2. Проснувшись утром, вы:

1) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дело;

2) встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу;

3) увидев, что в запасе еще несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.

3. Из чего состоит ваш обычный завтрак?

1) из кофе или чая с бутербродом;

2) из второго блюда и кофе или чая;

3) вы вообще не завтракаете и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять

4. Какой вариант рабочего распорядка вы бы предпочли?

1) необходимость точного прихода на работу в одно и то же время;

2) приход в диапазоне ±30 минут;

3) гибкий график.

5. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность:

1) успеть поесть в столовой;

2) поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе;

3) поесть не торопясь и еще немного отдохнуть.

6. Как часто в суете служебных дел и обязанностей вам выпадает возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами?

1) каждый день;

2) иногда;

3) редко.

7. Если вы окажетесь вовлеченными в конфликтную ситуацию, как вы попытаетесь разрешить ее?

1) долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию;

2) флегматичным отстранением от спора;

3) ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров.

8. Надолго ли вы задерживаетесь на работе после окончания рабочего дня?

1) не более чем на 20 минут;

2) до 1 часа;

3) более часа.

9. Чему вы обычно посвящаете свободное время?

1) встречам с друзьями, работе;

2) хобби;

3) домашним делам.

10.Что для вас означают встреча с друзьями и прием гостей?

1) возможность встряхнуться и отвлечься от забот;

2) потерю времени и денег;

3) неизбежное зло.

11. Когда вы ложитесь спать?

1) всегда примерно в одно и то же время;

2) по настроению;

3) по окончании всех дел.

12. В свободное время вы:

1) активно работаете;

2) пассивно отдыхаете;

3) чередуете отдых с работой.

13. Какое место занимает спорт в вашей жизни?

1) ограничиваетесь ролью болельщика;

2) делаете зарядку на свежем воздухе;

3) находите повседневную физическую нагрузку вполне достаточной.

14. Запоследние 14 дней вы хотя бы раз:

1) танцевали;

2) занимались физическим трудом или спортом;

3) прошли пешком не менее 4 км.

15. Как вы проводите отпуск?

1) пассивно отдыхаете;

2) физически трудитесь на даче, в огороде;

3) активно отдыхаете (гуляете, занимаетесь спортом и др.).

16. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы:

1) любой ценой стремитесь достичь своего;

2) надеетесь, что ваше усердие обязательно принесет свои плоды;

3) намекаете окружающим на вашу истинную ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.

Обработка результатов 

48–40 баллов. Почти максимальная сумма. Можно смело сказать, что вы ведете здоровый образ жизни, умеете жить. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, без- условно, положительно сказывается на результатах вашей профес- сиональной деятельности. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придаст ей монотонность. Напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной, раскроют потенциал вашего организма. 40–28 баллов. Вы близки к идеалу, хотя пока не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при авральной работе. Важно, чтобы ваша профессио-нальная деятельность и личная жизнь и впредь оставались уравновешенными, без каких-либо потрясений. Но вы еще имеете резервы для повышения результативности за счет более разумной организации профессиональной деятельности с учетом ваших ин-дивидуальных особенностей.

28–16 баллов. У вас средние показатели. Ваш образ жизни нельзя назвать здоровым, скорее – хаотичным. Если вы будете и дальше жить в таком режиме, то ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Задумайтесь над результатами анке-тирования и сделайте правильные выводы! У вас есть все предпосылки к тому, чтобы изменить образ жизни, оздоровиться.

Менее 16 баллов. Вы и здоровый образ жизни несовместимы! Вполне возможно, что вы уже испытываете недомогание, особенно в области сердечно-сосудистой и нервной систем. Ваш образ жизни вредный! Именно он становится причиной ваших неудач в личной и профессиональной жизни. Пожалуйста, не оставайтесь равнодушным к результатам анкетирования и найдите силы пре- одолеть неправильное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, верните себе здоровье, станьте успешным! Помните, что помочь ребенку быть здоровым может только здоровый родитель!!!

Тест: «Какой Вы родитель?»

 

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Ну на кого ты похож(а)?

2

7. Я в твои годы...

2

8. Ты моя опора и помощник(ца).

1

9. Ну что за друзья у тебя?

2

10. О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая (какой) ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети, как дети, а ты...

2

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

1

Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

 

Тест на оценку уровня тревожности ребёнка .

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

  1. Легко расстраивается, много переживает.
  2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
  3. Капризничает и раздражается по пустякам.
  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Бывают припадки злости.
  6. Заикается.
  7. Грызёт ногти.
  8. Сосёт палец.
  9. Имеет плохой аппетит.
  10. Разборчив в еде.
  11. Засыпает с трудом.
  12. Спит беспокойно.
  13. Неохотно встаёт.
  14. Часто моргает.

15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

     17.Старается быть тихим.

18.Боится темноты.

19.Боится одиночества.

20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

     21.Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

                                       Анкета для родителей 

1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идёт в детский сад?

- с радостным;

- иногда не хочет;

- часто отказывается;

- капризничает;

- свой вариант (написать).

2. В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?

- трудности в отношениях с педагогом;

- трудности в отношениях со сверстниками;

- привязанность к матери;

- позднее засыпание вечером;

- свой вариант.

3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?

Благополучно:

- с воспитателями;

- с помощником воспитателя;

- с музыкальным руководителем;

- с другими специалистами;

Неблагополучно:

- иногда бывают конфликты;

- обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;

- свой вариант.

4. С кем из детей группы ваш ребёнок наиболее часто общается?

5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

- да;

- нет;

- иногда.

6. Жалуется ли на сверстников?

- да;

- нет;

- иногда.

7. На что жалуется?

- дети не принимают в игру;

- обижают;

- не хотят дружить;

- отнимают игрушки;

- шумят;

- свой вариант.

8. Что бы Вам хотелось изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?

9. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства? В чём оно проявляется?

10. Как Ваш ребёнок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)?

11. Как ваш ребёнок проявляет себя в общении с другими детьми?        

- уравновешенный;

- терпеливый;

- чуткий;

- уступчивый;

- приветливый или вспыльчивый;

- склонный чаще командовать, чем подчиняться;

- свой вариант.

12. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

- прямого влияния не оказывают?

- благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в детском саду;

- сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому…

 

АНКЕТА

«ЧЕГО ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ДЕТСКОГО САДА В ЭТОМ ГОДУ?»

 

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Вот вы и переступили порог нашего детского сада. Добро пожаловать! Надеемся, что наше знакомство перейдет в настоящую дружбу, а вашему малышу будет у нас уютно и интересно. Нам очень важно знать ваши настроение, переживания и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1.        Что вас больше всего привлекает в нашем детском саду (отметьте нужное)

·          близость от дома;

·          хорошее состояние территории и материально – техническое оснащение групп;

·          наличие творческого, профессионального педагогического коллектива;

·          хорошие отзывы других родителей;

·          интересные программы обучения и развития ребенка;

·          наличие дополнительных услуг;

·          хорошее питание;

·          высокий уровень подготовки к школе;

·          Ваши варианты ответа?

2.        Что, на Ваш взгляд, самое главное для благополучной адаптации ребенка в детском саду

·          доброе отношение воспитателей к ребенку;

·          большое количество игрушек в группе;

·          хорошее здоровье ребенка;

·          соблюдение режима дня в детском саду и дома;

·          единый подход к вопросам адаптации ребенка со стороны родителей и воспитателей;

·          Ваш вариант ответа?

3.        Что, на ваш взгляд, важно знать воспитателю о Вашем ребенке

4.        Чему, по Вашему мнению, должен научиться ребенок в этом году?

5.        Чему бы Вы как родители хотели научиться у воспитателей?

6.        Каким опытом семейного воспитания готовы поделиться?

7.        Часто ли Вы дома вместе с ребенком рисуете, играете, читаете?

8.        Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить

9.        В каких мероприятиях детского сада Вы готовы участвовать охотнее всего

·        родительские собрания;

·        консультации специалистов;

·        анкетирование по разным вопросам;

·        участие в конкурсах;

·        участие в подготовке детских праздников и развлечений;

·        участие в спортивных соревнованиях;

·        просмотр открытых занятий с детьми;

·        Ваш вариант ответа?

Благодарим за сотрудничество!

АНКЕТА

«ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГОДА»

 

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!

Закончился учебный год. Наступило время подводить итоги и строить планы на будущее Нам очень важно знать ваше мнение о работе коллектива детского сада с семьей в прошедшем году.

1.        Удовлетворены ли Вы работой детского сада в целом?

2.        Хорошо ли относятся педагоги группы к Вашему ребенку?

3.        Как Ваш ребенок посещает детский сад (отметьте нужное):

·          с удовольствием;

·          посещает, но не очень охотно;

·          не любит ходит в садик;

·          часто болеет, поэтому мало посещает детский сад.

4.        Получали ли Вы подробную информацию о жизни ребенка в детском саду?

5.        Какие мероприятия Вам в детском саду больше всего запомнились?

6.        Какие причины не позволили Вам посетить все мероприятия?

7.        Какие темы, интересующие Вас, остались незатронутыми педагогами детского сада в этом году?

8.        Какие формы работы с семьей показались Вам самйми интересными (отметьте нужное):

·          родительские собрания;

·          консультации специалистов;

·          анкетирование;

·          открытые занятия;

·          конкурсы;

·          выставки;

·          наглядная информация;

·          массовые мероприятия;

·          другое ____________________________?

9.                 Что бы Вы пожелали коллективу детского сада для улучшения работы в будущем?

Благодарим за ответы и надеемся на сотрудничество в новом учебном году!

 

 

Анкета «Особенности воспитания ребенка в семье,

его склонности, интересы»

  1. С какого возраста посещает ребенок детский сад?        
  2. Какие игрушки, игры, материалы есть у ребёнка?        
  3. Кто чаще воспитывает ребёнка?________________________
  4. Вмешивается ли старшее поколение в воспитание? Как Вы к этому относитесь?_________________________________________________
  5. Есть ли трудности у ребёнка (подчеркните) в одевании, в засыпании, в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете ?________
  6. Какой режим в семье (подъём, кормление, прогулки, сон) _________
  7. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда, нет), __________________________________________________
  8. Какие меры воздействия на ребёнка применяются? (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждения)? ____________________________________________________
  9. Кого в семье ребенок слушается? (маму, папу, всех, никого) ___________________________________________________________
  10. Помогает ли ребёнок по дому? _______________________________
  11. Назовите любимые игры и игрушки ребёнка, любимые сказки и книжки, любимую пищу ____________________________________
  12. Какие качества ребёнка Вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)_________________
  13. Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится в постель (ночью или днём), грызёт ногти, сосёт палец или др.? _________________________________________________________
  14. Является ли религия важной частью семейных традиций? Какой религии следуете? ____________________________________________

 

 

Выявление педагогической культуры родителей

Уважаемые _____________________________________________________

Ваши искренние ответы помогут спланировать работу с родителями, наладить систему сотрудничества. Отметить тот вариант, который, по Вашему мнению, соответствует реальности.

  1. На основе каких знаний  Вы воспитываете своего ребенка?

       а) слушаете педагога по радио и телевидению;

       б) на основе рекомендаций педагогов;

       в) используете жизненный опыт.

  1. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) принуждение.

  1. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки.

  1. Какие виды наказаний наиболее действенны в воспитании?

а) словесная угроза;

б) физические наказания;

в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

Спасибо за сотрудничество!

 

Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка

 

  1. Опишите обычное состояние ребёнка.
  2. Часто ли он плачет?
  3. Как долго остаётся расстроенным?
  4. Чего боится ребёнок?
  5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?
  6. Быстро ли он устаёт?
  7. Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызёт ногти, сосёт палец?
  8. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?
  9. Как он относится к детям?
  10. Как относится к животным?
  11. Кого в семье ребёнок слушается?
  12. Помогает ли он по дому?
  13. Какие качества ребёнка Вы особенно цените?
  14. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать)?

 

Тест:  «Какой вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените  особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

  1. Какой ты у меня молодец!
  2. Ты способный, у тебя всё получится!
  3. Ты невыносим!
  4. У всех дети как дети, а у меня….
  5. Ты мой помощник.
  6. Вечно у тебя всё не так.
  7. Сколько раз тебе повторять?
  8. Какой ты сообразительный!
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.  

Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8 ,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов – между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и  больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.

 

 

Тесты для дошкольников  
"Что я знаю о школе?"



1.Как обращаются к учительнице?
2.Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3.Что говорят, если нужно выйти в туалет?
4.Что такое урок?
5.Как узнают, что время начать урок?
6.Что такое перемена?
7.Для чего нужна перемена?
8.Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
9.Где пишет учитель, когда объясняет задание?
10.Что такое отметка?
11.Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12.Что такое школьный дневник?
13.В классе учатся дети одного возраста или разного?
14.Что такое каникулы?


Ответы :

1.По имени-отчеству и на Вы.
2.Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
3.Поднять руку и сказать : «Извините, можно выйти»
4.Это то время, в течение которого дети учатся чему-то новому : слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом «урок» называют просто задания.
5.Звенит звонок или колокольчик, коридоры пустеют дети идут в классы.
6.Перемена – это перерыв между уроками.
7.Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть.
8.Дети пишут за партой.
9.Учитель пишет на доске.
10.Отметка – это то число, которым оценивают успехи – правильно или неправильно, хорошо или плохо учение выполнил задание.
11.Дневник – это такая тетрадка, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.

 

"Хочу ли я в школу?"


1.Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей .
2.Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3.Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4.Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена .
5.Интересно, что в школе предлагают на обед?
6.Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7.Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8.Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду .
9.Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
10.Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.


Обратитесь к ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет?» - и зафиксируйте его ответы. Если он согласится с высказыванием, запишите 1 балл, если не согласится – 0 баллов.

Подсчет результатов.
1-3 балла – Ребенок полагает, что неплохо живет и без школы.
4-8 баллов – хочется в школу. Только уточним. Для чего? Если больше баллов в первой пятерке вопросов – ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй пятерке вопросов, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения.
9-10 баллов – прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 10-11 лет.

 

Тесты для  родителей
“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.

 “А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.

 “Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

 “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

 

 

Тест для родителей

 « Почему ваш ребенок часто болеет?»

 

 

Давайте попытаемся разобраться, почему же так часто болеет ваш ребенок и к кому в первую очередь следует обратиться за помощью. Вам предлагается 5 групп вопросов (А-Д), в каждой группе по 10 вопросов. За каждый утвердительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.
А. 
1. Мама во время беременности часто болела ОРЗ, у нее были обострения хронических заболеваний (пиелонефрита, цистита, аднексита и т.д.).
2. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
3. Ребенок стал часто болеть еще до одного года и находился под наблюдением невролога.
4. Ребенок стал часто болеть после того, как попал в детский коллектив (ясли, детский сад, школу).
5. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
6. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
7. У ребенка бывают герпетические высыпания.
8. У ребенка бывает фурункулез.
9. ОРЗ у ребенка нередко осложняется отитом, аденоидитом, бронхитом.
10. У ребенка есть аденоиды, увеличены миндалины.
Б. 
1. У кого-либо из родственников ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, дяди, тети) были или есть такие заболевания как бронхиальная астма, поллиноз (летний насморк), атопический дерматит (нейродермит, экзема), признаки пищевой и/или лекарственной аллергии.
2. Мама во время беременности и кормления грудью часто употребляла мед, орехи, шоколад, апельсины, молоко и/или принимала антибиотики.
3. На первом году жизни малыш страдал экссудативно-катаральным диатезом - краснела и шелушилась кожа на щеках.
4. У ребенка иногда появляются высыпания на коже (либо были раньше).
5. У ребенка бывают эпизоды затрудненного дыхания, приступы удушья.
6. Ребенку не раз ставили диагноз: обструктивный бронхит.
7. У ребенка бывает затяжной сухой приступообразный кашель в ночное время (от 1 до нескольких месяцев).
8. Ребенок часто бывает бледным, а под глазами появляются черные круги.
9. Ребенок часто болеет после праздников - дней рождений, Нового года, Пасхи и т.д.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
В. 
1. У ребенка есть аденоиды.
2. У ребенка нередко бывают ангины.
3. Острые респираторные заболевания обычно сопровождаются длительной заложенностью носа и насморком.
4. Острые респираторные заболевания иногда осложняются воспалением среднего уха (отитом).
5. Врач часто говорит, что у ребенка "рыхлое" горло, увеличены миндалины (даже когда он здоров).
6. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
7. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
8. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
9. У ребенка бывает затяжной кашель - покашливание, преимущественно во время дневного и ночного сна.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
Г. 
1. У мамы тяжело протекала беременность - токсикоз, гипоксия, угроза прерывания, различные заболевания.
2. У мамы тяжело протекали роды - они были слишком быстрыми или, наоборот, затяжными, применялось акушерское пособие (щипцы, "выдавливание" и т.д.).
3 Ребенок при рождении закричал не сразу.
4. Ребенок отстает в своем развитии от сверстников.
5. Ребенок слишком беспокойный, плохо спит.
6. У ребенка повышенная потливость.
7. У ребенка кожа часто меняет цвет - краснеет, бледнеет, покрывается красными пятнами, на ней хорошо видны сосуды и она напоминает мрамор.
8. Его ладони и стопы часто бывают холодными, а иногда и синюшными.
9. У него бывает повышенное или пониженное артериальное давление.
10. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
Д. 
1. Вы считаете, что строгая дисциплина развивает сильный характер.
2. Вы часто жалеете о том, что ребенок растет и взрослеет, хотите, чтобы он подольше оставался маленьким.
3. Вы считаете своим долгом знать все, о чем думает ваш ребенок, и у него не должно быть секретов от родителей.
4.  Вашего ребенка нет никаких увлечений (посещение кружков по настоянию родителей не считается).
5. Вы всегда стараетесь помочь своему ребенку и держите в стороне от житейских проблем.
6. Вы считаете, что для того, чтобы вырастить ребенка порядочным человеком, его следует держать в жестких рамках.
7. Во время болезни вы особенно внимательны к ребенку, но этого нельзя сказать о том времени, когда он здоров.
8. Вы считаете своего ребенка незрелым, не самостоятельным и не очень способным.
9. Ваш ребенок очень редко играет (с игрушками, сверстниками), редко рисует не по заданию учителя, а по собственному желанию. Вы недовольны, когда он бездельничает.
10. Вы часто произносите фразу "Ты вечно болеешь (простужаешься)!"
Результаты.
Если вы набрали 
от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы из группы А, в частых болезнях вашего ребенка, скорее всего, "виновата" иммунная система. Поэтому понадобятся:

  1. консультация врача-иммунолога
  2. специальное исследование иммунной системы - иммунограмма
  3. при необходимости - проведение иммунокоррекции

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Б - ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям. Нередко аллергические заболевания органов дыхания проходят под маской "частых ОРЗ". Вашему ребенку необходимы:

  1. консультация врача-аллерголога, специальный режим и диета, ограничивающие контакт с аллергенами
  2. плановое поэтапное лечение основного заболевания.

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы В, частые респираторные заболевания ребенка могут быть связаны с хроническими заболеваниями ЛОР-органов (тонзиллит, аденоидит). Это может быть как самостоятельной причиной частых ОРЗ, так и следствием иммунологической недостаточности, поэтому необходимы:

  1. консультация ЛОР-врача,
  2. консультация врача-иммунолога,
  3. лечение основного заболевания и при необходимости - иммунокорекция.

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Г, у вашего ребенка нельзя исключить заболевание нервной системы. Он может часто болеть, так как нервная и иммунная система очень тесно связаны. Кроме того, дети с патологией вегетативной нервной системы нередко отличаются повышенной потливостью, которая приводит к быстрому переохлаждению и, как следствие, - простуде. Необходимы:

  1. совместное наблюдение невролога и иммунолога
  2. рациональная одежда и соблюдение режима дня
  3.  закаливание

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Д, у вашего ребенка, скорее всего, есть серьезные психологические проблемы. Частые ОРЗ могут быть "выгодны" ребенку, например, давая возможность получать родительское внимание, которого он лишен. Болезни малыша могут быть "нужны" и родителям - если позволяют объединиться, получить какие-то преимущества. Причем ни взрослые, ни дети чаще всего не осознают происходящего. Склонность к респираторным заболеваниям может усугубляться и неблагоприятной для развития ребенка моделью воспитания в семье. Необходимы:

  1. исключение заболевания иммунной и нервной систем, ЛОР-органов
  2. консультация психолога.

Возможно, вы набрали 3-10 баллов сразу в нескольких анкетах. Это неудивительно, потому что у большинства часто и длительно болеющих детей есть проблемы с иммунной системой, и с нервной, и ЛОР-органы страдают, и т.д. Поэтому выберите для начала ту анкету, в которой насчитывается максимальное количество очков и начните с того специалиста, который, по-нашему мнению, "главный" именно в этом разделе. Решайте проблемы постепенно и не стремитесь сделать все и сразу.
Если вы набрали равное количество баллов в нескольких анкетах - записывайтесь на прием к нескольким специалистам. Все равно кто-то примет вас первым, кто-то понравится больше, и т.д. В любом случае выберите ведущего врача, потому что народная мудрость права: и у семи нянек дитя бывает без глазу. Обязательно должен быть такой человек, который принимает самые главные решения, руководит всеми действиями и направляет их в нужное русло. Им, кстати, может быть и ваш участковый педиатр.

 

 

Поощрения и наказания в воспитании детей.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы об использовании мер поощрения и наказания в воспитании детей. Ваши искренние ответы помогут в подготовке содержательного и интересного разговора.

1 Слушается ли Вас ребёнок?

2 Нужно ли использовать в воспитании наказание?.

3Как Вы добиваетесь выполнения распоряжения?

4За что и как Вы наказываете ребёнка?

5 За что и как поощряете?

6 Какие наказания и поощрения применяли к ребёнку

последние две недели?

Следующие пункты дают возможность Вам отвечать словами «да» и «нет».

А) Когда ребёнок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения

при посторонних.

Б) Сопереживаю, сочувствую своему ребёнку, прощаю, верю в него.

В)Ни разу не кричал(а), не наказывал(а) ребёнка.

Г) Не оставляю без наказания ни одного проступка.

Д) Единственное, что действует на моего ребёнка- - строгое наказание.

Е) Если только возможно стараюсь не наказывать.

Ж) Хвалю ребёнка за каждый успех наедине и при посторонних.

З)  Если я в хорошем настроении могу простить то, за что в другое время

наказал(а) бы.

И) Нередко бывает так: я накажу, а муж (жена)  упрекают за излишнюю

 строгость и прощают и утешают.

К) Решение о наказании принимаю, лишь после того как успокоюсь и

выясню позицию ребёнка.

 

Готов ли Ваш ребенок идти в школу?

Как правило родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы "ДА" или "НЕТ".

1. Часто ли Ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое "взрослое" положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?

5. Вы не уверены в том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6. Ваш ребенок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

8. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

9. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?

                                                             

Готов ли Ваш ребенок к письму?

Научить ребенка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

 

1. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?

а) всегда;

б) от случая к случаю;

в) никак не может запомнить.

2. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?

а) с неохотой, но приступив, увлечется;

б) с огромным удовольствием;

в) с заявлением: "у меня не получится" и категорично отказывается.

3. Рисунки Вашего ребенка отличаются:

а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;

б) оригинальностью, некоторой размашистостью;

в) аккуратностью и четкостью линий.

4. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:

а) держит ее, как взрослый;

б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;

в) держит её непривычным образом, порисует уверенно.

 

Готов ли Ваш ребенок к чтению?

 Чем быстрее ребенок овладеет в школе способностью осознанно читать, тем успешнее он будет учиться. Учить читать малыша необходимо без принуждения. Способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествуют ряд других способностей. Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка читать.

1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?

2. Способен ребёнок   их пересказать?

3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?

4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки

в книге?

5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?

6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?

8. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?

9. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно

им пользуется?

11. Он понимает смысл большинства сложных слов?

12. Чтение для него приносит удовольствие?

13. Овладев буквами и словами, он пытается читать самостоятельно?

14. У Вашего малыша нет логопедических проблем?

15. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?

16. В разговоре он оперирует развернутыми не односложными предложениями? 17. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?

18. Ваш малыш знает много стихов и песен?

Если сумма баллов составила:13-18 баллов, то Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать "как взрослые", но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг     9-12 баллов свидетельствуют о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать. Менее 9 баллов значат, что пора бить тревогу, ведь Ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами