Как определить, готов ли ребенок к школе?

Проблема психологической готовности ребенка к школе возникла в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Почему же так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое « готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям и педагогам

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не был готов к школе. Что же такое «психологическая готовность» к школе?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: мотивационная готовность, коммуникативная готовность, развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальная готовность, развитие речи, развитие мелкой моторики.

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль – ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.

Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, то есть качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.

Развитие эмоциональной сферы предполагает знакомство ребенка с основными эмоциями, осознание своих эмоций и умение понимать эмоции других людей, предполагает умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами.

Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6–7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают и кем.  Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС 

1. Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно: «купим красивый портфель, форму…»).

2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.

3. Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).

4. Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он – ученик, вы – учитель и наоборот).

5. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относится к своей неудаче, ошибкам).

6. Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом.

7. Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.

Школа – это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш ребенок, зависит, то, как он ее перешагнет.
                        

                  Удачи и успехов дорогие родители!

ДЕТСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ – ЭТО ЗДОРОВО

Цель: учить замечать индивидуальные особенности ребенка, его интересы и потребности; повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах познавательного развития дошкольников и расширения их кругозора; формировать доброжелательные отношения в семье на основе общих интересов, положительное отношение родителей к детскому коллекционированию.

Коллекционирование – это деятельность в основе которой лежит собирание коллекций. Коллекционер – человек, который занимается коллекционированием, сбором материала, изучением и систематизацией. Коллекционирование для дошкольника – это полезное увлечение. Собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, то есть у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции, он учится анализировать, сравнивать, делать выводы, развивается умение обобщать, классифицировать. Коллекционируя ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него расширяется кругозор, развивается аккуратность, бережливость. Показывая свою коллекцию друзьям и обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу, выразить свои мысли, развиваются эмоции и чувства.

В настоящее время интерес к коллекционированию у детей ослаб, так как родители не всегда поощряют увлечения детей, не замечают, что ребенку интересно и что хотелось бы ему собирать. А дети дошкольного возраста ещё не способны коллекционировать что-либо самостоятельно.

Толчком для сбора детской коллекции часто служат «модные тенденции» на те или иные предметы. Раньше дети собирали фантики, наклейки, морские раковины, камешки, бусины, киндер-сюрпризы и многое другое. Современные дети коллекционируют другие предметы. Так, в журналах для детей «Ледниковый период», «Насекомые и их знакомые» и другие издаются приложения, которые позволяют коллекционировать объекты по определённой тематике. Интерес у детей привлекает лего-конструктор, кукла Лол. А коллекционировать можно все что угодно.

Но коллекционированием нужно управлять. И взрослые должны не только увлечь ребёнка идеей создания коллекции, но и помочь ему в этом, ведь это не требует особого ущерба для их времени и семейного бюджета. А если сбором коллекции занимаются все члены семьи, то это объединяет семью и делает её более сплочённой.

Взрослый может помочь систематизировать детскую коллекцию и постепенно привить ребёнку навыки культуры оформления коллекции и сбора материала. Периодически коллекцию можно «переоформлять». Так, мы собираем камешки по размеру, а далее, можно разделить по форме, цвету, типу поверхности. Основанием для их классификации ещё может быть место, где камешки были найдены (в гостях, на даче, во время поездки в парк и т.д.)

Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы о предметах.

У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Постепенно они начинают понимать, что это предметы, которые надо рассматривать, любоваться ими; должна быть возможность перебирать их, перекладывать, располагать в особом порядке.

Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.

Особое внимание вызывают коллекции, которые относятся к семейным реликвиям. Это вещи, хранимые в семье как память о прошлом, передающиеся из поколения в поколение, содержащие в себе огромный воспитательный потенциал. Ребёнок стремится больше узнать об истории и легендах семьи, родителях, дедушках и бабушках, интересных событиях семейной жизни.

Интересным моментом может стать рассказ родителей о знаменитых коллекционерах и их коллекциях, о необычных коллекциях. 

Вы можете предложить организовать выставку домашней коллекции в группе детского сада, что даст ребенку возможность продемонстрировать свои успехи, гордиться собой и своими родителями.